Каталог заданий.
Эволюционные механизмы
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 204
i

Кон­крет­ное мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ское из­ме­не­ние, по­вы­ша­ю­щее общий уро­вень ор­га­ни­за­ции той или иной груп­пы, на­зы­ва­ет­ся:



2
Задание № 1204
i

Рас­хож­де­ние при­зна­ков у род­ствен­ных ор­га­низ­мов или их групп в про­цес­се эво­лю­ции, на­зы­ва­ет­ся:



3
Задание № 105
i

Фор­ми­ро­ва­ние у не­род­ствен­ных ор­га­низ­мов сход­ных при­зна­ков и черт стро­е­ния, яв­ля­ю­щих­ся ре­зуль­та­том при­спо­соб­ле­ния к сход­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:



4
Задание № 555
i

Путь эво­лю­ции, свя­зан­ный со сни­же­ни­ем мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции, ре­дук­ци­ей ряда ор­га­нов и их си­стем в ре­зуль­та­те при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­мов к более про­стым усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:



5
Задание № 805
i

На­прав­ле­ние эво­лю­ции, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся умень­ше­ни­ем числа осо­бей, пре­об­ла­да­ни­ем смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью, суже­ни­ем аре­а­ла, на­зы­ва­ет­ся:



6
Задание № 855
i

Рас­хож­де­ние при­зна­ков у род­ствен­ных ор­га­низ­мов или их групп, яв­ля­ю­ще­е­ся ре­зуль­та­том при­спо­соб­ле­ния к раз­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:



7
Задание № 905
i

Ви­до­об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое про­те­ка­ет в пре­де­лах аре­а­ла ис­ход­но­го вида, когда по­пу­ля­ции не могут скре­щи­вать­ся в силу био­ло­ги­че­ской изо­ля­ции, на­зы­ва­ет­ся:



8
Задание № 2478
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

Б)  яй­це­клад куз­не­чи­ка и жало пчелы

B)  ра­ко­ви­на улит­ки и пан­цирь че­ре­па­хи

Г)  лу­ко­ви­ца лилии и кор­не­плод мор­ко­ви

Д)  иг­ло­вид­ные ли­стья ели и ко­люч­ки бар­ба­ри­са

Схема спо­со­ба

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.


Ответ:

9
Задание № 2522
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  яй­це­клад куз­не­чи­ка и жало пчелы

Б)  ко­люч­ки как­ту­са и шипы еже­ви­ки

B)  тык­ви­на огур­ца и ягода ви­но­гра­да

Г)  кор­не­плод мор­ко­ви и корни-при­сос­ки омелы

Д)  ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти крота и ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти мед­вед­ки

Схема спо­со­ба

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.


Ответ:

10
Задание № 61
i

К мор­фо­ло­ги­че­ским адап­та­ци­ям от­но­сят­ся:

 

а)  раз­ви­тие гу­сто­го ме­хо­во­го по­кро­ва у пес­цов; б) стро­гое упо­ря­до­че­ние про­цес­са син­те­за бел­ков в клет­ках че­ло­ве­ка; в) раз­ви­тие жгу­чих во­лос­ков у кра­пи­вы; г) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих; д) вре­мен­ное объ­еди­не­ние зуб­ров в стадо.



11
Задание № 191
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  глаза ло­ша­ди и стиг­ма эв­гле­ны

Б)  зер­нов­ка пше­ни­цы и ягода ви­но­гра­да

В)  ра­ко­ви­на мол­люс­ка и пан­цирь че­ре­па­хи

Г)  соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука и ли­стья го­ро­ха

Д)  со­би­ра­тель­ные ко­неч­но­сти пчелы и пры­га­тель­ные ко­неч­но­сти куз­не­чи­ка

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

12
Задание № 241
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  в при­ро­де в пре­де­лах аре­а­ла обыч­ной осины встре­ча­ют­ся ги­гант­ские осины, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ав­то­т­ри­п­ло­и­да­ми (3n = 57)

Б)  в одном и том же лесу сов­мест­но су­ще­ству­ют две расы од­но­го вида ли­сто­едов, при этом жуки одной расы оби­та­ют на ивах, а дру­гой — на оси­нах

B)  из­вест­на ев­ро­пей­ская форма зайца-бе­ля­ка, у ко­то­ро­го шерсть летом бурая с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком, а зимой — белая, и ир­ланд­ская форма, у ко­то­рой шерсть круг­лый год оста­ет­ся бурой с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


Ответ:

13
Задание № 641
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  иглы ежа и шерсть со­ба­ки
Б) кры­лья ле­ту­чей мыши и ласты кита
B) кор­не­плод мор­ко­ви и клу­бень кар­то­фе­ля
Г) се­мян­ка под­сол­неч­ни­ка и зер­нов­ка пше­ни­цы
Д) гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат са­ран­чи и со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат ба­боч­ки

СХЕМА СПО­СО­БА


Ответ:

14
Задание № 691
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  ласты тю­ле­ни и ко­неч­но­сти крота
Б) се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка
B) кор­не­ви­ще пырея и клу­бень кар­то­фе­ля
Г) лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки
Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки и пла­ва­тель­ные ко­неч­но­сти жука пла­вун­ца

СХЕМА СПО­СО­БА


Ответ:

15
Задание № 741
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  иглы ежа и шерсть со­ба­ки
Б) жало пчелы и яй­це­клад на­езд­ни­ка
B) ко­ро­боч­ка сфаг­ну­ма и ко­ро­боч­ка мака
Г) соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука и ли­стья фа­со­ли
Д) бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

СХЕМА СПО­СО­БА


Ответ:

16
Задание № 791
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  ягода чер­ни­ки и орех ле­щи­ны
Б) ко­люч­ки бар­ба­ри­са и усики го­ро­ха
B) кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья май­ско­го жука
Г) ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы
Д) гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат та­ра­ка­на и ко­лю­ще–со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат ко­ма­ра

СХЕМА СПО­СО­БА


Ответ:

17
Задание № 991
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  ко­рень оду­ван­чи­ка и кор­не­ви­ще пырея

Б)  кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья ба­боч­ки

В)  по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

Г)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы

Д)  бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

18
Задание № 1041
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  иглы ежа и шерсть со­ба­ки

Б)  кры­лья ле­ту­чей мыши и ласты кита

В)  кор­не­плод мор­ко­ви и клу­бень кар­то­фе­ля

Г)  се­мян­ка под­сол­неч­ни­ка и зер­нов­ка пше­ни­цы

Д)  гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат са­ран­чи и со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат ба­боч­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

19
Задание № 1091
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

Б)  се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка

B)  кор­не­ви­ще пырея и клу­бень кар­то­фе­ля

Г)  лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

Д)  ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки и пла­ва­тель­ные ко­неч­но­сти жука пла­вун­ца

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

20
Задание № 1141
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  иглы ежа и шерсть со­ба­ки

Б)  жало пчелы и яй­це­клад на­езд­ни­ка“

B)  ко­ро­боч­ка сфаг­ну­ма и ко­ро­боч­ка мака

Г)  соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука и ли­стья фа­со­ли

Д)  бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

21
Задание № 1161
i

В про­цес­се эво­лю­ции у арк­ти­че­ских рыб в со­ста­ве жиров по­вы­си­лось со­дер­жа­ние не­на­сы­щен­ных жир­ных кис­лот, что сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру за­твер­де­ва­ния. Это при­мер адап­та­ции:



22
Задание № 1191
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  ги­гант­ская эно­те­ра (2n=48) по­лу­че­на на ос­но­ве по­лип­ло­и­дии из обыч­ной формы эно­те­ры (2n=24)

Б)  в Се­вер­ном по­лу­ша­рии про­из­рас­та­ет три близ­ко­род­ствен­ных вида лист­вен­ниц: ев­ро­пей­ская — в Ев­ро­пе, да­ур­ская — в Во­сточ­ной Си­би­ри, аме­ри­кан­ская — в Се­вер­ной Аме­ри­ке

B)  на се­но­кос­ных лугах су­ще­ству­ет не­сколь­ко под­ви­дов боль­шо­го по­грем­ка, один из ко­то­рых успе­ва­ет от­цве­сти и дать се­ме­на до укоса, дру­гой цве­тет в конце лета после укоса

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


Ответ:

23
Задание № 1211
i

В про­цес­се эво­лю­ции у ман­гро­вых рас­те­ний, рас­про­стра­нен­ных на пе­ри­о­ди­че­ски за­топ­ля­е­мых участ­ках по­бе­ре­жий Юго-Во­сточ­ной Азии, Оке­а­нии и дру­гих, сфор­ми­ро­ва­лись хо­дуль­ные корни. Это при­мер адап­та­ции:



24
Задание № 1241
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  по каж­дую сто­ро­ну от Па­нам­ско­го пе­ре­шей­ка мор­ские бес­по­зво­ноч­ные пред­став­ле­ны раз­лич­ны­ми, хотя и близ­ко­род­ствен­ны­ми ви­да­ми

Б)  не­ко­то­рые по­пу­ля­ции ло­со­сей не­ре­стят­ся не еже­год­но, а через год, при этом в одно и тоже место на не­рест в чет­ный год при­хо­дит одна по­пу­ля­ция, а в не­чет­ный — дру­гая

B)  сов­мест­но су­ще­ству­ют ди­пло­ид­ная, три­п­ло­ид­ная и тет­рап­ло­ид­ная расы зем­ля­ни­ки лес­ной, при­чем три­п­ло­и­ды по мощ­но­сти раз­ви­тия ве­ге­та­тив­ной массы пре­вос­хо­дят ди­пло­и­ды и тет­рап­ло­и­ды

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


Ответ:

25
Задание № 1261
i

В про­цес­се эво­лю­ции у ны­ря­ю­щих жи­вот­ных уве­ли­чи­лось со­дер­жа­ние мио­гло­би­на  — транс­порт­но­го белка, ко­то­рый пе­ре­но­сит кис­ло­род в мыш­цах. Это при­мер адап­та­ции:



26
Задание № 1291
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  куль­тур­ная слива — есте­ствен­ный ал­ло­тет­рап­ло­ид, воз­ник­ший из терна и алычи

Б)  в за­пад­ной части Се­вер­ной Аме­ри­ки в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла лап­чат­ки про­изо­шло об­ра­зо­ва­ние че­ты­рех новых под­ви­дов

B)  два близ­ких сов­мест­но оби­та­ю­щих вида дро­зо­фил раз­мно­жа­ют­ся в одно и то же время года, но в раз­ное время суток: один — в су­ме­реч­ное время, а дру­гой — в утрен­ние часы

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


Ответ:

27
Задание № 2347
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­зна­ков че­ты­ре можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:



28
Задание № 2391
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­зна­ков че­ты­ре можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:



29
Задание № 613
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть чер­ных дроз­дов живет в глу­хих лесах, дру­гая  — в на­се­лен­ных пунк­тах. Это при­мер изо­ля­ции:



30
Задание № 663
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть зяб­ли­ков гнез­дит­ся в гу­стых хвой­ных лесах, а дру­гая  — в не­вы­со­ких и ред­ких лист­вен­ных на­саж­де­ни­ях с боль­шим ко­ли­че­ством полян. Это при­мер изо­ля­ции:



31
Задание № 713
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна раса ку­ку­шек от­кла­ды­ва­ет го­лу­бые яйца в гнез­да го­ри­хвост­ки и че­ка­на, дру­гая  — свет­лые в кра­пин­ку яйца в гнез­да сла­вок. Это при­мер изо­ля­ции:



32
Задание № 763
i

У близ­ких видов се­ве­ро­аме­ри­кан­ских свет­ля­ков для при­вле­че­ния осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го пола на­блю­да­ет­ся раз­лич­ный ха­рак­тер све­то­вых вспы­шек: по дли­тель­но­сти, ча­сто­те, ин­тен­сив­но­сти. Это при­мер изо­ля­ции:



33
Задание № 963
i

В на­ча­ле XX века в ре­зуль­та­те ин­тен­сив­но­го от­стре­ла со­бо­ля его ареал был разо­рван на мно­же­ство не­боль­ших ча­стей, уда­лен­ных друг от друга на зна­чи­тель­ные рас­сто­я­ния. Это при­мер изо­ля­ции:



34
Задание № 1013
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть чер­ных дроз­дов живет в глу­хих лесах, дру­гая  — в на­се­лен­ных пунк­тах. Это при­мер изо­ля­ции:



35
Задание № 1063
i

B пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть зяб­ли­ков гнез­дит­ся в гу­стых хвой­ных лесах, а дру­гая - в не­вы­со­ких и ред­ких лист­вен­ных на­саж­де­ни­ях c боль­шим ко­ли­че­ством полян. Это при­мер изо­ля­ции:



36
Задание № 1113
i

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна раса ку­ку­шек от­кла­ды­ва­ет го­лу­бые яйца в гнез­да го­ри­хвост­ки и че­ка­на. дру­гая - свет­лые в кра­пин­ку яйца в гнез­да сла­вок. Это при­мер изо­ля­ции



37
Задание № 266
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



38
Задание № 316
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

б — жало пчелы и яй­це­клад са­ран­чи

в — зуб­ная эмаль ли­си­цы и чешуя акулы

г — ко­неч­но­сти крота и ко­неч­но­сти мед­вед­ки

д — че­шуе­вид­ные ли­стья хвоща и ко­люч­ки бар­ба­ри­са



39
Задание № 366
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — кры­лья со­ло­вья и кры­лья осы

б — жало пчелы и яй­це­клад куз­не­чи­ка

в — ко­люч­ки как­ту­са и хво­ин­ки пихты

г — кор­не­плод мор­ко­вии лу­ко­ви­ца тюль­па­на

д — пла­ва­тель­ный пу­зырь карпа и лег­кое си­ни­цы



40
Задание № 416
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — усы зем­ля­ни­ки и лу­ко­ви­ца тюль­па­на

б — усики го­ро­ха и по­чеч­ные чешуи липы

в — жабры пес­ко­жи­ла и жабры го­ло­ва­сти­ка

г — клу­бень кар­то­фе­ля и кор­не­вые клуб­ни ге­ор­ги­на

д — ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы ко­ро­вы



41
Задание № 466
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

б — жало пчелы и яй­це­клад са­ран­чи

в — зуб­ная эмаль ли­си­цы и чешуя акулы

г — ко­неч­но­сти крота и ко­неч­но­сти мед­вед­ки

д — че­шуе­вид­ные ли­стья хвоща и ко­люч­ки бар­ба­ри­са



42
Задание № 516
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — жабры без­зу­б­ки и жабры окуня

б — кры­лья моли и кры­лья во­ро­бья

в — усы зем­ля­ни­ки и клуб­ни кар­то­фе­ля

г — лу­ко­ви­ца­ли­лии и кор­не­плод мор­ко­ви

д — лов­чий кув­шин на­се­ко­мо­яд­но­го рас­те­ния не­пен­те­са и ко­люч­ки как­ту­са



43
Задание № 1366
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



44
Задание № 1416
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



45
Задание № 1466
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



46
Задание № 1516
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



47
Задание № 1567
i

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а)  фор­ми­ро­ва­ние пе­ре­по­нок между паль­ца­ми ног у во­до­пла­ва­ю­щих птиц;

б)  от­сут­ствие хво­ста у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян;

в)  на­ли­чие нерв­ной труб­ки у лан­цет­ни­ка;

г)  на­ли­чие пуха у птен­цов вы­вод­ко­вых птиц;

д)  один круг кро­во­об­ра­ще­ния у го­ло­ва­сти­ка ля­гуш­ки.



48
Задание № 1617
i

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а)  пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка у ядо­ви­тых жи­вот­ных;

б)  на­ли­чие од­но­слой­но­го эпи­те­лия у эм­бри­о­на че­ло­ве­ка на ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия;

в)  фор­ми­ро­ва­ние плав­ни­ко­вых лучей у рыб;

г)  за­клад­ка хорды у за­ро­ды­ша птиц;

д)  ре­дук­ция ор­га­нов чувств у па­ра­зи­ти­че­ских чер­вей.



49
Задание № 1667
i

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а)  от­сут­ствие хво­ста у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян;

б)  трех­ка­мер­ное серд­це у за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка на одной из ста­дий раз­ви­тия;

в)  ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у ряда па­ра­зи­ти­че­ских чер­вей;

г)  за­клад­ка хорды у за­ро­ды­ша со­ба­ки;

д)  пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­но­го и ве­ноз­но­го кро­во­то­ков у птиц.



50
Задание № 1717
i

Срав­ни­те со­став мо­ле­кул жиров (а—в) и рас­по­ло­жи­те дан­ные ве­ще­ства по убы­ва­нию тем­пе­ра­ту­ры их плав­ле­ния:

а)

б)

в)



51
Задание № 1767
i

В одной семье маль­чик был не­спо­со­бен за­ги­бать язык назад, как и его стар­шая сест­ра. Млад­шая сест­ра, ро­ди­те­ли и тетя со сто­ро­ны отца могли это де­лать, а дядя со сто­ро­ны ма­те­ри  — нет. Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния этой спо­соб­но­сти:



52
Задание № 1817
i

В хро­мо­со­ме ло­ка­ли­зо­ва­ны гены А, В, С. Они не все­гда на­сле­ду­ют­ся сцеп­лен­но, так как часто сцеп­ле­ние на­ру­ша­ет­ся крос­син­го­ве­ром. Было уста­нов­ле­но, что гены А и В на­сле­ду­ют­ся сов­мест­но в 4 раза чаще, чем А и С, а также в 5 раз чаще, чем В и С. Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее вза­им­ное рас­по­ло­же­ние генов:



53
Задание № 1929
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским

до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



54
Задание № 1981
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским

до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:



55
Задание № 2222
i

У че­ло­ве­ка карий цвет глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме, а нор­маль­ное цве­то­вос­при­я­тие до­ми­ни­ру­ет над даль­то­низ­мом и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Х-хро­мо­со­ме. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным цве­то­вос­при­я­ти­ем, ро­ди­те­ли ко­то­рой были го­мо­зи­гот­ны по гену ка­ре­гла­зо­сти, а отец стра­дал даль­то­низ­мом, вышла замуж за ге­те­ро­зи­гот­но­го ка­ре­гла­зо­го даль­то­ни­ка. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в этой семье среди до­че­рей ка­ре­гла­зой де­воч­ки с нор­маль­ным цве­то­вос­при­я­ти­ем?



56
Задание № 2272
i

У че­ло­ве­ка карий цвет глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме, а нор­маль­ное цве­то­вос­при­я­тие до­ми­ни­ру­ет над даль­то­низ­мом и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в А-хро­мо­со­ме. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным цве­то­вос­при­я­ти­ем, ро­ди­те­ли ко­то­рой были го­мо­зи­гот­ны по гену ка­ре­гла­зо­сти, а отец стра­дал даль­то­низ­мом, вышла замуж за ге­те­ро­зи­гот­но­го ка­ре­гла­зо­го даль­то­ни­ка. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в этой семье го­лу­бо­гла­зо­го ре­бен­ка, стра­да­ю­ще­го даль­то­низ­мом?



57
Задание № 2372
i

Для каж­до­го при­ме­ра ви­до­об­ра­зо­ва­ния ука­жи­те форму изо­ля­ции, ко­то­рая обу­сло­ви­ла ви­до­об­ра­зо­ва­ние:

При­мер ви­до­об­ра­зо­ва­ния

A)  ди­пло­ид­ная и по­лип­ло­ид­ная расы ря­би­ны обык­но­вен­ной

Б)  расы мари белой, об­ра­зо­вав­ши­е­ся в ре­зуль­та­те сме­ще­ния сро­ков цве­те­ния

из-за раз­лич­но­го ре­жи­ма увлаж­не­ния

B)  по­пу­ля­ции сель­ди ат­лан­ти­че­ской с раз­ны­ми сро­ка­ми и ме­ста­ми не­ре­ста,

раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся тем­пе­ра­ту­рой воды

Г)  близ­ко­род­ствен­ные виды цикад, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сиг­наль­ны­ми зву­ка­ми,

ко­то­рые они по­да­ют для при­вле­че­ния осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го пола

Форма изо­ля­ции

1)  ге­не­ти­че­ская

2)  это­ло­ги­че­ская

3)  эко­ло­ги­че­ская

4)  мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ская

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б4В2Г1.


Ответ:

58
Задание № 2416
i

Для каж­до­го при­ме­ра ви­до­об­ра­зо­ва­ния ука­жи­те форму изо­ля­ции, ко­то­рая обу­сло­ви­ла ви­до­об­ра­зо­ва­ние:

При­мер ви­до­об­ра­зо­ва­ния

A)  ди­пло­ид­ная и по­лип­ло­ид­ная расы груши обык­но­вен­ной

Б)  под­ви­ды линя с раз­ны­ми сро­ка­ми и ме­ста­ми не­ре­ста,

раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся тем­пе­ра­ту­рой воды

B)  близ­ко­род­ствен­ные виды дро­зо­фил, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся ри­ту­а­лом

уха­жи­ва­ния за осо­бя­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола

Г)  расы ма­рьян­ни­ка лу­го­во­го, об­ра­зо­вав­ши­е­ся в ре­зуль­та­те сме­ще­ния

сро­ков цве­те­ния из-за раз­лич­но­го ре­жи­ма увлаж­не­ния

Форма изо­ля­ции

1)  ге­не­ти­че­ская

2)  это­ло­ги­че­ская

3)  эко­ло­ги­че­ская

4)  мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ская

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б4В2Г1.


Ответ:

59
Задание № 2459
i

При­ме­ром ал­ло­мор­фо­за яв­ля­ют­ся(-ется):



60
Задание № 2503
i

При­ме­ром ка­та­мор­фо­за яв­ля­ет­ся:



61
Задание № 118
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) жи­вот­ных, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — пе­ред­ние ко­неч­но­сти яще­ри­цы и ласты кита

б  — ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

в  — иглы ежа и шерсть со­ба­ки

г  — лег­кое пру­до­ви­ка и лег­кие птицы

д  — хо­бо­ток ба­боч­ки и хобот слона

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):



62
Задание № 568
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — млеч­ные же­ле­зы козы и по­то­вые же­ле­зы че­ло­ве­ка

б  — спора бак­те­рии и циста ин­фу­зо­рии

в  — ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

г  — кры­лья ушана и кры­лья май­ско­го жука

д  — по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):



63
Задание № 818
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — ко­люч­ки как­ту­са и усики го­ро­ха

б  — се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка

в  — пе­ред­няя ко­неч­ность жу­рав­ля и пе­ред­няя ко­неч­ность но­со­ро­га

г  — иглы ежа и шерсть со­ба­ки

д  — глаза ли­си­цы и глаза куз­не­чи­ка

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):



64
Задание № 868
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) жи­вот­ных, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — по­чеч­ные чешуи то­по­ля и иглы ели

б  — ко­люч­ки бо­ярыш­ни­ка и ко­люч­ки еже­ви­ки

в  — кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья май­ско­го жука

г  — ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

д  — све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок эв­гле­ны и глаз каль­ма­ра

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):



65
Задание № 918
i

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) жи­вот­ных, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а  — лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

б  — тра­хеи на­се­ко­мых и тра­хея че­ло­ве­ка

в  — ко­неч­но­сти реч­но­го рака и ко­неч­но­сти яще­ри­цы

г  — пе­ред­ние ко­неч­но­сти ля­гуш­ки и ласты кита

д  — ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы че­ло­ве­ка

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):



66
Задание № 2591
i

Ука­жи­те ка­та­мор­фо­зы:

 

1)  двой­ное опло­до­тво­ре­ние у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний;

2)  раз­лич­ная окрас­ка цвет­ков у рас­те­ний се­мей­ства Аст­ро­вые;

3)  упро­ще­ние стро­е­ния нерв­ной си­сте­мы у лен­точ­ных чер­вей;

4)  ре­дук­ция ли­стьев у по­ви­ли­ки и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов;

5)  тон­кий, длин­ный, ду­го­об­раз­но за­гну­тый вниз клюв у не­ко­то­рых на­се­ко­мо­яд­ных птиц.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

67
Задание № 2630
i

Ука­жи­те ка­та­мор­фо­зы:

 

1)  аль­вео­ляр­ные лег­кие у мле­ко­пи­та­ю­щих;

2)  раз­ви­тие тре­тье­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка у жи­вот­ных;

3)  ре­дук­ция ли­стьев у за­ра­зи­хи и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов;

4)  раз­лич­ная окрас­ка цвет­ков у рас­те­ний се­мей­ства Кре­сто­цвет­ные;

5)  упро­ще­ние стро­е­ния пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у жи­вот­ных при пе­ре­хо­де к при­креп­лен­но­му об­ра­зу жизни.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

68
Задание № 2670
i

Ука­жи­те при­ме­ры дей­ствия ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

 

1)  удли­не­ние кор­ней у де­ре­вьев при по­ни­же­нии уров­ня Грун­то­вых вод;

2)  со­хра­не­ние опре­де­лен­ных раз­ме­ров вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми;

3)  ре­дук­ция кры­льев у на­се­ко­мых при пе­ре­хо­де к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни;

4)  наи­боль­шая вы­жи­ва­е­мость же­ре­бят, име­ю­щих при рож­де­нии сред­нюю массу тела;

5)  фор­ми­ро­ва­ние по­пу­ля­ции ужа без вы­ра­жен­ной по­ло­са­то­сти тела при за­се­ле­нии об­на­жив­ших­ся ме­ло­вых от­ло­же­ний.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

69
Задание № 2733
i

Ука­жи­те при­ме­ры дей­ствия ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра:

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние у сор­ня­ков устой­чи­во­сти к новым ядо­хи­ми­ка­там;

2)  ре­дук­ция хло­ро­пла­стов у рас­те­ний при пе­ре­хо­де к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни;

3)  под­дер­жа­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми;

4)  пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние лан­цет­ни­ков, име­ю­щих ти­пич­ное для вида по­лу­про­зрач­ное тело;

5)  фор­ми­ро­ва­ние у глу­ха­рей гу­сто­го опе­ре­ния на паль­цах ног при за­се­ле­ний тер­ри­то­рии с более хо­лод­ным кли­ма­том.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.


Ответ:

70
Задание № 94
i

Срав­ни­те пред­ло­жен­ные пары ор­га­нов (струк­тур) между собой и со­от­не­си­те их со спо­со­ба­ми осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию дан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бо­ярыш­ни­ка
Б) ядо­ви­тые же­ле­зы паука и ядо­ви­тые же­ле­зы змеи
B) кры­лья ба­боч­ки и кры­лья ле­ту­чей мыши
Г) млеч­ные же­ле­зы и по­то­вые же­ле­зы мле­ко­пи­та­ю­щих
Д) жабры го­ло­ва­сти­ков и жабры ли­чи­нок стре­коз

Спо­соб эво­лю­ции

1) ди­вер­ген­ция
2) кон­вер­ген­ция


Ответ:

71
Задание № 344
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  по­яв­ле­ние по­ло­во­го раз­мно­же­ния

Б)  по­яв­ле­ние вто­рич­но­вод­ных жи­вот­ных

В)  раз­ви­тие би­ла­те­раль­ной сим­мет­рии у жи­вот­ных

Г)  от­сут­ствие пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у бы­чье­го цепня

Д)  цве­те­ние вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний ран­ней вес­ной, когда на де­ре­вьях ещё нет ли­стьев

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


Ответ:

72
Задание № 394
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  ре­дук­ция со­су­ди­стой си­сте­мы у ряски

Б)  воз­ник­но­ве­ние двой­но­го опло­до­тво­ре­ния

В)  фор­ми­ро­ва­ние об­те­ка­е­мой формы тела у китов

Г)  по­яв­ле­ние ле­гоч­но­го ды­ха­ния у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

Д)  по­яв­ле­ние у рас­те­ний при­спо­соб­ле­ний для рас­про­стра­не­ния пло­дов и семян с по­мо­щью ветра, на­при­мер па­ра­шю­ти­ка у оду­ван­чи­ка

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


Ответ:

73
Задание № 444
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  по­яв­ле­ние хорды

Б)  по­яв­ле­ние хло­ро­фил­ла

В)  ви­до­из­ме­не­ние по­бе­га в кор­не­ви­ще у мно­го­лет­них трав

Г)  раз­ви­тие раз­лич­ных типов ро­то­вых ап­па­ра­тов у на­се­ко­мых

Д)  по­те­ря спо­соб­но­сти к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию у взрос­ло­го ши­ро­ко­го лен­те­ца

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


Ответ:

74
Задание № 494
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  по­яв­ле­ние семян и пло­дов

Б)  фор­ми­ро­ва­ние пу­хо­вых пе­рье­ву птиц

В)  ре­дук­ция окрас­ки тела у пе­щер­ных жи­вот­ных

Г)  по­яв­ле­ние ле­гоч­но­го ды­ха­ния у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

Д)  раз­ви­тие у рас­те­ний при­спо­соб­ле­ний для рас­про­стра­не­ния пло­дов и семян с по­мо­щью ветра, на­при­мер кры­лат­ки у клена

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


Ответ:

75
Задание № 544
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР

А)  фор­ми­ро­ва­ние тре­тье­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка

Б)  об­ра­зо­ва­ние по­кров­ной и ме­ха­ни­че­ской тка­ней у рас­те­ний

В)  от­сут­ствие хло­ро­фил­ла ураф­фле­зии и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов

Г)  воз­ник­но­ве­ние раз­но­об­раз­ных жиз­нен­ных форму цвет­ко­вых рас­те­ний

Д)  по­яв­ле­ние гиб­ко­го удли­нен­но­го тела и ко­рот­ких ногу пред­ста­ви­те­лей се­мей­ства Куньи

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

1)  аро­мор­фоз

2)  ка­та­мор­фоз

3)  ал­ло­мор­фоз

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


Ответ:

76
Задание № 2675
i

Ука­жи­те, ка­ко­му спо­со­бу ви­до­об­ра­зо­ва­ния со­от­вет­ству­ет каж­дый из при­ве­ден­ных при­ме­ров:

При­мер

A)  об­ра­зо­ва­ние под­ви­дов мо­рош­ки после раз­де­ле­ния аре­а­ла из-за из­ме­не­ния русла реки

Б)  об­ра­зо­ва­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла рас кле­ве­ра пол­зу­че­го с раз­ны­ми сро­ка­ми цве­те­ния

B)  по­яв­ле­ние близ­ко­род­ствен­ных видов зай­цев в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла ис­ход­но­го вида

Г)  об­ра­зо­ва­ние в пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла под­ви­дов ивы ко­зьей на ос­но­ве есте­ствен­но про­те­ка­ю­щей по­лип­ло­и­дии

Ви­до­об­ра­зо­ва­ние

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В2Г2.


Ответ:

77
Задание № 2903
i

Со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на:



78
Задание № 2904
i

Ука­жи­те аро­мор­фоз:



79
Задание № 2913
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к эко­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Жук-олень:

(1) Жук-олень оби­та­ет в ста­рых ши­ро­ко­лист­вен­ных лесах и пар­ках. (2) Самец не­сколь­ко длин­нее самки, над­кры­лья и верх­ние че­лю­сти у него обыч­но свет­лее. (3) Го­ло­ва самца несет длин­ные, мас­сив­ные верх­ние че­лю­сти, ко­то­рые раз­ветв­ле­ны на­по­до­бие рогов оленя. (4) Жук-олень ак­ти­вен в су­мер­ки, пи­та­ет­ся вы­те­ка­ю­щим соком де­ре­вьев. (5) Ли­чин­ки раз­ви­ва­ют­ся в гни­лой дре­ве­си­не ста­рых де­ре­вьев, чаще всего дуба. (6) Реже они встре­ча­ют­ся в дре­ве­си­не бе­ре­зы, ивы, груши, бука, ясеня.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 132.


Ответ:

80
Задание № 2920
i

Вспом­ни­те, какой из спо­со­бов осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са при­вел к об­ра­зо­ва­нию пары ор­га­нов кор­не­ви­ще вет­ре­ни­цы и клу­бень кар­то­фе­ля, и ука­жи­те те пары ор­га­нов (струк­тур), фор­ми­ро­ва­ние ко­то­рых осу­ществ­ля­лось таким же спо­со­бом:

 

1)  орех ле­щи­ны и ягода то­ма­та;

2)  усик ви­но­гра­да и усик го­ро­ха;

3)  ко­люч­ка дикой груши и ко­люч­ка бар­ба­ри­са;

4)  кры­лья си­ни­цы и пе­ред­ние ко­неч­но­сти крота;

5)  мя­си­стый сте­бель как­ту­са и мя­си­стый лист алоэ;

6)  лов­чий ап­па­рат на­се­ко­мо­яд­но­го рас­те­ния ро­сян­ки и соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.


Ответ:

81
Задание № 2942
i

Со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на:



82
Задание № 2943
i

Ука­жи­те аро­мор­фоз:



83
Задание № 2952
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Кра­со­тел па­ху­чий:

(1) Кра­со­тел па­ху­чий  — круп­ный, ярко окра­шен­ный жук дли­ной 22–33  мм. (2) Над­кры­лья ши­ро­кие, зо­ло­ти­сто-зе­ле­ные с медно-крас­ным от­ли­вом. (3) Он оби­та­ет в ши­ро­ко­лист­вен­ных лесах, реже в хвой­ных лесах, садах и пар­ках. (4) Кра­со­тел#8239; — днев­ной хищ­ник, жуки и их ли­чин­ки уни­что­жа­ют гу­се­ниц и ку­ко­лок ба­бо­чек. (5) Самка вес­ной или в на­ча­ле лета от­кла­ды­ва­ет около сотни яиц. (6) Раз­ви­тие ли­чи­нок и ку­ко­лок длит­ся около двух ме­ся­цев.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 132.


Ответ:

84
Задание № 2959
i

Вспом­ни­те, какой из спо­со­бов осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са при­вел к об­ра­зо­ва­нию пары ор­га­нов мя­си­стый сте­бель как­ту­са и донце лу­ко­ви­цы лилии, и ука­жи­те те пары ор­га­нов (струк­тур), фор­ми­ро­ва­ние ко­то­рых осу­ществ­ля­лось таким же спо­со­бом:

 

1)  се­мян­ка оду­ван­чи­ка и боб фа­со­ли;

2)  кры­лья жу­рав­ля и кры­лья стре­ко­зы;

3)  усик го­ро­ха и вью­щий­ся сте­бель вьюн­ка;

4)  ко­люч­ка бар­ба­ри­са и ко­люч­ка бо­ярыш­ни­ка;

5)  корни-при­сос­ки омелы и кор­не­вые шишки чи­стя­ка;

6)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы со­ба­ки.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.


Ответ:

85
Задание № 2980
i

Со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на наи­бо­лее остро про­те­ка­ет борь­ба за су­ще­ство­ва­ние между:



86
Задание № 2981
i

Даны че­ты­ре при­ме­ра эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­мов:

а)  на­ли­чие цвет­ка у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний; б)  дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела у жи­вот­ных; в)  раз­ви­тая кора боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга у мле­ко­пи­та­ю­щих; г)  раз­ная длина зад­них ко­неч­но­стей у птиц, оби­та­ю­щих в лес­ных и око­ло­вод­ных био­то­пах.

Эво­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния ор­га­низ­мов в трех при­ме­рах были до­стиг­ну­ты одним и тем же путем био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. Ука­жи­те на­зва­ние этого пути и «лиш­ний» при­мер эво­лю­ци­он­но­го из­ме­не­ния ор­га­низ­мов, к воз­ник­но­ве­нию ко­то­ро­го при­вел дру­гой путь до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са:



87
Задание № 2990
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к мор­фо­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Га­га­ра чер­но­зо­бая:

(1) Га­га­ра  — круп­ная во­до­пла­ва­ю­щая птица с ост­рым клю­вом, от­но­си­тель­но ко­рот­ки­ми кры­лья­ми и слабо вы­ра­жен­ным хво­стом. (2) Верх тела чер­ный с упо­ря­до­чен­ны­ми ря­да­ми белых пятен. (3) Пи­та­ет­ся га­га­ра в ос­нов­ном рыбой, по­еда­ет также вод­ных бес­по­зво­ноч­ных, ля­гу­шек. (4) К раз­мно­же­нию при­сту­па­ет в воз­расте 2−3 лет. (5) Га­га­ра на­се­ля­ет слабо за­рас­та­ю­щие озера с про­зрач­ной водой. (6) Часто по­се­ща­е­мых че­ло­ве­ком во­до­е­мов она из­бе­га­ет.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15


Ответ:

88
Задание № 2997
i

Ука­жи­те, к каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся каж­дый из при­ве­ден­ных при­ме­ров:

При­мерДо­ка­за­тель­ства эво­лю­ции

A)  усик го­ро­ха и вью­щий­ся сте­бель вьюн­ка

Б)  кры­лья совы и пе­ред­ние ко­неч­но­сти со­ба­ки

B)  со­хра­не­ние за­чат­ков та­зо­вых ко­стей у ки­то­об­раз­ных

Г)  сте­го­це­фа­лы  — ис­ко­па­е­мая пе­ре­ход­ная форма между ры­ба­ми и зем­но­вод­ны­ми

1)  па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2)  мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ские

3)  срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.


Ответ:

89
Задание № 3019
i

Со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на наи­бо­лее остро про­те­ка­ет борь­ба за су­ще­ство­ва­ние между:



90
Задание № 3020
i

Даны че­ты­ре при­ме­ра эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­мов:

 

а)  раз­ная форма клюва у птиц; б)  раз­лич­ные типы ро­то­вых ап­па­ра­тов у на­се­ко­мых; в)  упро­ще­ние стро­е­ния нерв­ной си­сте­мы у эн­до­па­ра­зи­тов; г)  цвет­ки раз­лич­ной формы и окрас­ки у рас­те­ний се­мей­ства Ро­зо­вые.

Эво­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния ор­га­низ­мов в трех при­ме­рах были до­стиг­ну­ты одним и тем же путем био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. Ука­жи­те на­зва­ние этого пути и «лиш­ний» при­мер эво­лю­ци­он­но­го из­ме­не­ния ор­га­низ­мов, к воз­ник­но­ве­нию ко­то­ро­го при­вел дру­гой путь до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са:



91
Задание № 3029
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Лунь по­ле­вой:

(1) Лунь по­се­ля­ет­ся на про­се­ках, за­рас­та­ю­щих полях, бо­лот­ных ост­ро­вах с не­вы­со­ки­ми за­рос­ля­ми.

(2) Во­пре­ки сво­е­му на­зва­нию, по­ле­вой лунь ско­рее при­вя­зан к ле­си­стой за­бо­ло­чен­ной мест­но­сти, чем к полям. (3) Самка бурая, на­д­хво­стье у нее белое, хвост и низ кры­льев по­ло­са­тые. (4) Верх взрос­ло­го самца пе­пель­но-серый, на­д­хво­стье и низ  — белые. (5) Пи­та­ет­ся лунь мы­ше­вид­ны­ми гры­зу­на­ми, мел­ки­ми пти­ца­ми. (6) От­клад­ка яиц обыч­но про­ис­хо­дит в мае, птен­цы вы­луп­ля­ют­ся в июне.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15


Ответ:

92
Задание № 3036
i

Ука­жи­те, к каким до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции от­но­сит­ся каж­дый из при­ве­ден­ных при­ме­ров:

При­мерДо­ка­за­тель­ства эво­лю­ции

A)  кор­не­плод свек­лы и кор­не­вые шишки чи­стя­ка

Б)  ре­ду­ци­ро­ван­ные кры­лья у не­ле­та­ю­щей птицы киви

B)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы со­ба­ки

Г)  сте­го­це­фа­лы  — ис­ко­па­е­мая пе­ре­ход­ная форма между ры­ба­ми и зем­но­вод­ны­ми

1)  па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2)  мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ские

3)  срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.